Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

 Авторские программы, концепции, парциальные программы

Содержание  образовательной   деятельности по направлению «Социально-коммуникативное развитие» отражено в парциальных программах и пособиях:

Стеркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана на основе проекта государственных стандартов дошкольного образования. В ней даются примеры проведения возможных занятий и использования методических приемов, способствующих более эффективному усвоению детьми соответствующего материала. Определяя основное содержание и направление развития детей, составители программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений.

Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Программа «Дорогою добра» направлена на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития, заявленных в ФГОС ДО, таких как самостоятельность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий,  «эмоциональный интеллект», «социальный интеллект», «эмоциональная отзывчивость» (эмпатия).

С целью демонстрации динамики и усложнений в разных сферах социально-коммуникативного развития задачи в программе представлены по разделам, а их дифференциация по возрастным периодам – в блочно-тематических планах. Реализация программы осуществляется на протяжении старшего дошкольного возраста. Ее содержание представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» отражено в парциальных программах и пособиях: 

Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной   культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому, социально-коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало.

Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2010.

Данное пособие включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по её реализации в работе ДОУ. В программе представлено семь разделов. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Следующие два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвёртый прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам. В программе намеренно не дается жесткой привязки задач и содержания экологического воспитания к тому или иному возрасту, что позволяет начать её реализацию в любой возрастной группе детского сада. Новикова В.П. Математика в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2017.

Главным достоинством данной методики является способ подачи материала. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме. Математические понятия воспринимаются ребёнком через игру. В ходе занятий дошкольники овладевают устойчивыми навыками счёта, знакомятся с процессами прибавления и вычитания, учатся решать простейшие математические задачи. Занятие включает в себя работу над несколькими разными темами. Переход от одной темы к другой осуществляется с помощью физкультминуток, упражнений по тренировке мелкой моторики рук, упражнений на внимание. Эта программа охватывает следующие темы: количественный счёт, порядковый счёт, пространственные отношения, работа по образцу, фантазия и воображение, качественное соотнесение, взаимно-однозначное соответствие, признаки: форма, цвет, размер, длина, ширина, высота, работа со схематичными изображениями. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Методика учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности каждого ребенка. 

Рыжова Н.А. Программа «Наш дом природа». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005.

Содержание программы обеспечивает ознакомление детей с разнообразием и богатством природного мира, содействует развитию начальных естественно-научных представлений и экологических понятий. Разработана в целях образования детей старшего дошкольного возраста. Обеспечивает преемственность с обучением в начальной школе по курсам «Окружающий мир» и «Природа». Основные цели - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним. Особенность программы заключается в формировании у ребёнка целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологически грамотного и безопасного поведения. Элементы экологических знаний органично вписаны в общее содержание, включающее природные и социальные аспекты, что определяется структурными особенностями программы, учебный материал которой включает обучающий и воспитывающий компоненты. Программа предусматривает широкое использование разнообразной практической деятельности детей в вопросах изучения и охраны окружающей среды. Содержание программы может уточняться в соответствии с местными природными и климатическими условиями.

Учебно-методическое пособие «Детская универсальная STEAM-лаборатория», автор Беляк Е.А.

Это принципиально новая, оригинальная методика конструирования искусственной обучающей среды для учащихся дошкольных образовательных учреждений по направлению «Babyskills», включающая в себя основы программирования, робототехники, математики и теории вероятности, картографии, астрономии, инженерии (в том числе космической), криптографии, физики, химии, биологии, культурологии. Учебно-методическое пособие построено на основе STEAM-проектов с акцентом на совместную исследовательскую и проектную деятельность и геймифицированные технологии. Программы учебно-методического пособия нацелены на максимальное использование уникального возрастного потенциала дошкольников, направляя его на развитие компетенций «Цифрового социума».

Полный курс содержит более 100 занятий по 5 программам:

  1. Основы чтения (интегрированная программа).  Цель: формирование навыков восприятия информации дошкольника с помощью зрительных и слуховых анализаторов.
  2. Основы программирования. Цели: введение дошкольника в основы программирования и робототехники.
  3. Основы математики и теории вероятности. Цели: введение дошкольника в основы математики и теории вероятности.
  4. Основы картографии и астрономии. Цель: развитие пространственного мышления, изучение основ картографии, базовой астрономии.
  5. Основы криптографии. Цель: формирование базовых понятий и навыков в криптографии.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Речевое развитие» отражено в парциальных программах и пособиях:

Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. – 4-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2017.

В программе обозначены теоретические основы развития речи, основные задачи развития речи дошкольников. Даны краткие характеристики речевого развития детей от 3 до 7 лет.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. – 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2017. (Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации.)

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. – 3-е изд., дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2014. (Программа. Конспекты занятий. Методические рекомендации.)

Программа содержит новые принципы обучения дошкольников родному языку. Занятия по программе способствуют быстрому овладению навыками устной и письменной речи. В основе системы лежит комплексный подход, разработана методика, направленная на решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе на решение главной задачи – развитие связной речи. Большинство занятий построено по тематическому принципу, т.е. упражнения и высказывания детей начинают, продолжают и развивают одну тему. Тематика занятий очень разнообразна: это времена года, мир животных и растений, явления общественной жизни, отношения между взрослыми и детьми, любовь к природе.

Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Первая младшая группа-подготовительная группа. Методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2016.

Данные методические пособия представляют собой систематизированные сборники комплексных занятий по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром и природой, художественной литературой для всех возрастных групп. Комплексные занятия, описание окружающего мира и природы и краткий гид по детской художественной литературе разбиты по месяцам - с сентября по май, что облегчает восприятие и помогает применять материалы в работе педагога. Кроме того, конспекты отвечают требованиям ФГОС.

Содержание образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» отражено в парциальных программах и пособиях:

Лыкова И.А. Парциальная программа. «Умные пальчики: конструирование в детском саду». – М.: ИД «Цветной мир», 2016.

Цель Программы – создание условий для открытия ребёнком природы, социума и человеческой культуры в процессе активной творческой деятельности, направленной на осмысленное преобразование различных материалов и конструирование гармоничных сооружений (изделий, построек), расширение опыта позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми (детьми и взрослыми), содействие формированию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру и «Я - концепция творца».

Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019.

Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки» представляет авторский вариант проектирования образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (изобразительная деятельность) в соответствии с ФГОС ДО. Включает научную концепцию и педагогическую модель, нацеленные на создание оптимальных условий для формирования эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие ребенка с учетом его индивидуальности. Определяет целевые ориентиры, базисные задачи, содержание изобразительной деятельности, критерии педагогической диагностики (мониторинга), примерные перечни произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства для развития художественного восприятия. Описывает целостную систему календарно-тематического планирования для каждой возрастной группы. Программа апробирована, прошла общественную и научную экспертизу.

Основополагающая идея программы состоит в том, что художественная деятельность на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ», 2009.

Учебно-методическое пособие входит в авторскую программу художественного воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста «Цветные ладошки».

Лыкова И.А. Учебно-методический комплект «Умелые ручки» (художественный труд):

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2010.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. – М.: ИД «Цветной мир», 2010.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. – М.: ИД «Цветной мир», 2011.

Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. – М.: ИД «Цветной мир», 2011.

В состав комплекта входят пособия для средней, старшей и подготовительной групп ДОУ. Учебно-методический комплект раскрывает целостную систему работы в совместной художественно-продуктивной деятельности педагога и детей. Содержание спроектировано на основе интеграции эстетической, интеллектуальной, игровой деятельности детей и направлено на глубокое освоение традиций народной культуры. В основу содержания заложены задачи универсального развития ребёнка в соответствии с базисным компонентом. Учебно-методический комплект включает основные показатели развития детей к началу и концу каждого учебного года, методические рекомендации (задачи воспитания, показатели развития, проектирование содержания, система технологий). Дано обоснование понятия «художественный труд» с педагогической и психологической точек зрения, приведены критерии оценки уровня развития детей, сформулированы общие принципы организации учебно-воспитательного процесса и описаны психолого-педагогические условия успешной реализации образовательных задач в современном дошкольном учреждении. Приведена классификация видов детского рукоделия по разным основаниям (виду художественного материала, виду изделия, способу изготовления и презентации результатов детского творчества).

Программа «Гармония» К.Л. Тарасова Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан / Под ред. К.Л. Тарасовой.

В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию ребенка в дошкольном детстве.

Цель программы - общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах деятельности. Содержание программы определяется логикой становления музыкальных способностей в дошкольном детстве на каждом его этапе. Оно включает все основные виды музыкальной деятельности, доступные детям дошкольного возраста: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игру на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации. Центральное место в программе отведено формированию музыкального творчества у детей и импровизационному характеру занятий. Задачи программы – познакомить дошкольников с прекрасным миром классической музыки, тем самым развивая их кругозор, способствовать всестороннему развитию творческих способностей в целом. Одна из главных задач программы – развитие музыкальных способностей у дошкольников: развитие ритмического, звуко-высотного, ладового слуха, формирование и развитие певческих навыков - развитие голосового аппарата, умение правильно интонировать и эмоционально исполнять песни.

Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Программа «Ладушки».-СПб.: Издательство «Композитор», 2010.

В программе по музыкальному воспитанию дошкольников «Ладушки» авторы пропагандируют идею воспитания и развития гармонической и творческой личности ребёнка средствами музыкального искусства и музыкально-художественной деятельности. Существенным отличием программы «Ладушки» от аналогичных программ по музыкальному воспитанию является интегративный подход к организации музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Авторам удалось органично сочетать музыку и движение, музыку и речь, музыку и изобразительную деятельность детей, музыку и разнообразие игр в условиях специально организованных занятий. 

Содержание образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» отражено в парциальных программах и пособиях:

Змановский Ю.Ф. «Здоровый дошкольник»: Социально-оздоровительная технология XXI века /Под редакцией Ю.Е. Антонова. Пособие для исследователей и практических работников. – М.: АРКТИ, 2003.

Цель работы ДОУ по данной программе: создание здоровьесберегающих условий организации образовательного процесса, формирование у воспитанников понимания значимости сохранения, укрепления физического и психологического здоровья и навыков здорового образа жизни.

Задачи:

    • отработать систему выявления уровня здоровья воспитанников и  целенаправленного отслеживания в течение периода обучения;
    • создать информационный банк о состоянии здоровья воспитанников;
    • организовать систему профилактической работы по формированию ЗОЖ,  вести просветительскую работу с воспитанниками, родителями и педагогами;
    • формировать у воспитанников потребности ЗОЖ через совместную деятельность;

Санитарно-просветительская программа для детей дошкольного возраста «Основы здорового питания», Новосибирск, 2020.

В санитарно-просветительской программе представлены рекомендации по выработке у детей обязательных навыков соблюдения правил личной гигиены, здорового питания и стереотипов здорового пищевого поведения, направленных на гармоничный рост и развитие.

Цель программы.

Формирование у детей дошкольного возраста основных поведенческих навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены.

Программа состоит из четырех тематических разделов, предусматривающих освоение детьми дошкольного возраста в игровой форме обязательных навыков, направленных на здоровое питание и профилактику нарушений здоровья, обусловленных нездоровым питанием и нарушениями правил личной гигиены; выработку у детей стереотипов здорового пищевого поведения; формирование у родителей, педагогов, а также лиц, занятых в сфере ухода и присмотра за детьми навыков организации здорового питания. Основные формы реализации программы - игры с детьми и родителями; тематические родительские собрания.