ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. А по данным государственного доклада «Положение детей в РФ» состояние здоровья детей дошкольного возраста за последнее десятилетие ухудшилось в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников. Правильное питание – это фундамент здоровья и долголетия. Из белков, жиров, минералов, микроэлементов ребенок «строит» свой организм, как дом из кирпичиков. Энергию для этого также предоставляет пища. Она же руководит развитием ребенка и защищает его от многих вредных влияний окружающей среды.
СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ
Организация питания в ДОО регулируется с помощью норм, которые закреплены в Постановлении Главного санитарного врача РФ от 27 октября 2020 г. № 32 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения»».
Меню в ДОУ разрабатывается в соответствии с физиологическими потребностями детей, соответствующими их возрасту. Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. В ДОУ организовано четырёхразовое питание (завтрак, второй завтрак, обед, полдник) на основе примерного десятидневного меню. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты. В питании детей используется йодированная соль, проводится обязательная витаминизация третьего блюда.
В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующим. Один экземпляр картотеки находится у завхоза, другой на пищеблоке.
На начало учебного года в детском саду издаются приказы: «Об организации питания детей», «О создании комиссии по питанию», «О создании бракеражной комиссии», «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб», которые доводятся до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработан ежегодный план мероприятий по контролю над организацией питания, утвержденный заведующим, в который вошли разделы: организационная работа, работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания. Имеется программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, складов для хранения продуктов.
Для оказания услуг по организации питания обучающихся (воспитанников) в МБДОУ «Сказка» с. Долоковка регулярно на Портале закупок малого объёма Ростовской области заключаются договора в соответствии с ст. 93, ч. 1, пп. 4, 5 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по которым продукты поставляются в соответствии с техническим заданием, в соответствии с ГОСТ.
Обработка продуктов производится на пищеблоках МБДОУ «Сказка» с. Долоковка. Воспитанники обеспечиваются питанием за счет средств родительской оплаты и средств местного бюджета. Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются. Контроль качества продуктов питания проходит две проверки. Первая проверка – ветеринарный контроль скоропортящихся продуктов с оформлением ветеринарных документов в ФГИС «Меркурий». Вторая - приемочными комиссиями МБДОУ «Сказка» с. Долоковка, назначенными приказом руководителя ДОУ. Если обнаруживаются некачественные продукты питания, составляется акт бракеража и продукты питания возвращают немедленно поставщику. Осуществляется ежедневный бракераж сырой продукции и бракераж готовой продукции.
Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхозы ведут журналы контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в ДОУ согласно поданных заявок. Завхозы ведут всю необходимую документацию по организации питания: «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета».
Оба пищеблока обеспечены необходимыми наборами оборудования: холодильные шкафы – 10 шт., электроплиты на 4 и 6 конфорок, электрические мясорубки - все в исправном состоянии.
В МБДОУ «Сказка» с. Долоковка соблюдается питьевой режим.
Основные принципы рационального питания дошкольников в ДОУ следующие:
1. Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей.
2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.
3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности.
4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.
5. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).
6. Обеспечение санитарно-гигиенической безопасности питания, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.
Летне-осеннее десятидневное меню (для детей до 3-х лет и от 3 до 7 лет)
Зимне-весеннее десятидневное меню (для детей до 3-х лет и от 3 до 7 лет)
Информация о наличии диетического меню
В детском саду диетическое меню не предусмотрено.
Перечни ЮЛ и ИП (оказывающие услуги по питанию и поставляющие продукты питания)
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
для родителей воспитанников и ответы на вопросы родителей по питанию
Уважаемые родители! Здесь вы можете задать любые интересующие вас вопросы, касающиеся организации питания. Заполните форму и получите компетентный ответ руководителя МБДОУ. Мы обязательно постараемся ответить на все ваши вопросы.
ПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Питание - один из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на его жизнедеятельность, рост, состояние здоровья и развитие. Рациональное питание воздействует на развитие мозга, интеллект ребенка и функциональное состояние его нервной системы. При этом повышается устойчивость организма к различным неблагоприятным факторам внешней среды, обеспечиваются высокий уровень его иммунологической реактивности, профилактика заболеваемости и снижение детской смертности.
Особенно велика роль питания в раннем возрасте, когда у ребенка происходят интенсивный процесс роста, дальнейшее совершенствование функций многих органов и систем, усиленный процесс обмена веществ, развивается моторная деятельность. У здорового ребенка второго и третьего года жизни усиленно развивается жевательный аппарат, увеличивается число зубов, развиваются вкусовые восприятия, улучшаются процессы пищеварения и усвоения пищи.
В рациональном питании детей раннего возраста применяются пищевые продукты животного (молоко, мясо, рыба, яйцо) и растительного происхождения (злаки, овощи, плоды).
Молочные продукты - источники полноценного белка. Жиры коровьего молока легко усваиваются. Молоко богато лактозой, минеральными солями (кальцием, фосфором). Кисломолочные продукты повышают аппетит, нормализуют функцию кишечника ребенка.
Мясные продукты содержат необходимые для детского организма питательные вещества, соли, витамины группы В. Наиболее полезны нежирная говядина, телятина, куры, мясо кролика. Из колбасных изделий с 1,5 - 2-хлетнего возраста можно давать сосиски, вареную колбасу.
Рыбные продукты легко перевариваются и хорошо усваиваются. Рыба содержит рыбий жир, витамины А, D и др. Рекомендуется использовать нежирные сорта рыб (треску, хек, морской окунь), которые следует давать в виде филе.
Яйца - ценный продукт питания. Они содержат все вещества, необходимые для нормального развития организма.
Хлебобулочные изделия богаты углеводами и растительными белками, витаминами группы В.
Крупы, бобовые, макаронные изделия— источники углеводов, растительных белков, витаминов группы В, минеральных солей (калия, фосфора, магния, железа). Детям второго и третьего года жизни рекомендуются манная, овсяная, гречневая крупа, рис, макаронные изделия.
Овощи, фрукты, зелень, ягоды - источники углеводов, витаминов, минеральных солей, органических кислот, ароматических и дубильных веществ. В них содержатся клетчатка и пектиновые вещества.
Пища должна быть правильно приготовлена, иметь приятный вид и запах.
Важнейшее значение в рациональном питании имеет правильный режим, который включает количество и время приема пищи в течение суток, а также распределение суточного рациона. Ребенок от 1,5 до 3 лет принимает пищу 4 раза в день. Часы приема пищи надо строго соблюдать. В промежутках между приемами пищи не следует давать детям сладости, печенье, фрукты.
В домашних условиях рекомендуется готовить детям пудинг творожный с подливой, кашу гречневую, картофельное пюре с яйцом, вермишель молочную, кашу геркулесовую, ленивые вареники, сырники с морковью, паровые котлеты из рыбы и др.
Прием пищи - важный эмоциональный момент в жизни малыша, и его надо правильно использовать для воспитания детей, привития им культурно-гигиенических навыков. Детей старше года надо приучать мыть руки перед едой и после нее, пользоваться салфеткой, быть опрятными и дисциплинированными за столом и т.д.
Необходимо помнить, что правильно приготовленная и усвоенная ребенком еда является профилактическим средством разных болезненных состояний, например малокровия, гипотрофии, ожирения и др., а также основой гармоничного физического и нервно-психического развития.
СВЕДЕНИЯ ОБ УСЛОВИЯХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников) - первостепенная задача. Состояние здоровья детей, их образование и воспитание неразрывно связаны друг с другом. Поэтому сегодня перед системой образования поставлена задача по сохранению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни, мотивации быть здоровыми, воспитанию общей культуры здоровья, созданию условий общей здоровье сберегающей среды, внедрению в учебный процесс эффективных здоровье сберегающих технологий.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 28.12.2010 N 2106 были сформулированы следующие требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников:
1) целостность системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
2) соответствие инфраструктуры образовательного учреждения условиям здоровьесбережения обучающихся, воспитанников;
3) рациональная организация образовательного процесса;
4) организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в образовательном учреждении;
5) организация системы просветительской и методической работы с участниками образовательного процесса по вопросам здорового и безопасного образа жизни;
6) организация профилактики употребления психоактивных веществ обучающимися, воспитанниками;
7) комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников;
8) мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся, воспитанников.